arma_turman (arma_turman) wrote,
arma_turman
arma_turman

Почему мы не спим - Ада Калхун - ч.2

Продолжение

Мы остановились на том, что в США женщины поколения Х получили большой феминистический подарок от поколения своих родителей - им не нужно было протестовать и бороться за право открыть свой собственный банковский счет, или получить свою собственную кредитную карту, или просто доказывать, что ты можешь быть доктором, а не медсестрой; водителем, а не кондуктором; архитектором, а не штукатуром-маляром. Не надо было каждый свой шаг доказывать, что женщина - тоже человек. Но одновременно с этим они получили и амбициозные ожидания родителей - если ты можешь быть врачом, почему ты до сих пор не врач? Если ты можешь управлять бизнесом, почему ты до сих пор не директор корпорации? Если ты директор, почему не замужем, где внуки? В общем, это все понятно и узнаваемо, но в наших реалиях говорили коротко: "Ты все могла бы, но ленишься", а в американских реалиях поразвернутее: "Вот как я хотела-то, но в наше время женщин в доктора не пускали, а ты все могла бы, но ленишься".

Почему же поколение Х так ленится? Они родились и выросли с тем, чтобы начать работать в то время, когда в США был экономический спад. При этом именно для этого поколения стоимость обучения в ВУЗе прилично так выросла по сравнению с поколением пап и мам. Уже невозможно было отучиться 4 года, подрабатывая по вечерам официантом и получить диплом без долгов, поколению Х досталась одновременно высокая честь получить кредит на образование под высокие проценты, получить потребительские кредитные карточки и наделать долгов, ну и до кучи иметь большие трудности с устройством на работу в то время, пока в стране наступил финансовый кризис и все шансы получить тепленькое местечко были разобраны бумерами с пусть даже худшим образованием, но с бОльшим трудовым стажем. Это кризис 90-х, а потом был такой же кризис 2001 и 2008-го (а теперь к ним присоединился и 2020-й), и всегда почему-то женщинам на рынке труда было труднее, чем мужчинам, а поколению Х труднее, чем бумерам.

Итак, что мы имеем: свежая выпускница идет работать куда попало, пусть даже не по диплому и за гораздо меньшие деньги, у нее долги за обучение, нет своего жилья, со всех сторон в уши дуют, что она все может и ей-то гораздо легче, чем ее папе с мамой, и те же папа с мамой не понимают, почему она еще не замужем, не домовладелица и не директор корпорации, ведь в кино показывали... Ладно, дальше начинается небольшая разница в кине. Одни девочки начинают работать с утра до вечера, становятся трудоголиками, делают карьеру и отдают долги за обучение, но при этом странным образом под сорок оказывается, что за плечами несколько долгих романов, но мужа все еще нет, часики тикают и непонятно, будут ли внуки. Другие девочки работают не так интенсивно, встречаются и женятся, рожают трех детей и где-то под сорок оказывается, что карьеру делать поздно, на работу их берут только на самую примитивную и сокращают с удовольствием, или же оказывается, что у них все время занято уходом за ребенком-инвалидом или за родителями-инвалидами, и времени на реализацию, написание книжек или открытие небольшого свечного заводика как-то совсем нет. А кино-то тем не менее показывают, что все это возможно, и главное - легко! И не только кино! Разнообразные тренинги, бизнес-секты, пирамиды и гуру тоже уверяют, что все возможно, главное - захотеть! Но почему-то, если присмотреться, это скорее похоже на опыт "ошибки выжившего" - одна женщина смогла стать главой корпорации и сто тысяч женщин слушают ее мотивационные выступления в ВУЗах, на семинарах и тренингах, платят за это деньги и всеми силами стараются дойти до такого же результата. И у 10 из 100000 даже получается подойти примерно к такому же должностному уровню, а у 100 - к уровню на один пониже, но они уже не ведут своих семинаров и финансово не достигают таких же вершин, что и первая женщина-гуру с высоты пирамиды. Зато 99890 женщин так и остаются на своем рабочем месте, где надо быстро бежать, чтобы оставаться на своем месте и надо очень быстро бежать, чтобы продвинуться чуть-чуть дальше. Молодому поколению Миллениалов немного легче: у них не было таких сильных финансовых кризисов с 2008 до 2020, многие из них после ВУЗа вернулись в родительское гнездо, чтобы не надо было тратиться на свое жилье, и вообще родители постарались как могли защитить их от необдуманных финансовых поступков. Так что в этом плане Миллениалы начали свой трудовой путь как и Бумеры, в другой более благоприятной обстановке, и уровень жизни (и размер накоплений) у них выше, чем был у поколения Х в том же возрасте. Ну вот так Иксам не повезло.

Кстати. Поколение Х очень хорошо помнит, каково ему было с ключом на шее и поэтому очень много времени и денег тратит на своих детей, стараясь если не контролировать, то иметь представление о каждой их минуте. Поколение Х работает с психологами, чтобы не травмировать своих детей. Поколение Х занимается с детьми аутичного спектра, детьми-инвалидами, детьми-гениями и детьми-спортсменами так, как их родители никогда ими не занимались (возможно, Миллениалы перестанут так сильно микроменеджить своих детей и дадут им хоть немножко свободы, но для этого поколенческий маятник снова должен откачнуться в противоположную сторону.) Родители говорят поколению Х: "А мы с вами на такие развивашки не ходили! А мы вас отправляли во двор играть до вечера!", поколение Х кивает и делает по-своему. Кстати, еще один момент, который понятен только поколению Х: родительские чаты. Оказывается, эта зараза проникла везде, не мытьем, так катаньем, не чатами, так имейлами засыпаны все мамы детей-школьников. Такого уровня коммуникации и тредов с оповещалками по любому чиху у Бумеров не было и им очень трудно представить, что это может ТАК доставать. Что характерно, мужчин в американских родительских чатиках практически не видно, одни матери. Не беспокойтесь, родительские поздравлялки с праздничками в США тоже есть, и попытки делать рассылки по всему миру через телефон тоже.

Поколение Х постепенно начало понимать, что у них одновременно на руках малые дети и впадающие в маразм взрослые, которые одновременно считают себя самыми умными и независимыми. Поколение Х называют финансовым сендвичем - они сейчас финансово отвечают и за все возрастающие требования образования детей, и за уход за стариками, и это поколение с ужасом думает о том, смогут ли они когда-нибудь отложить себе на старость. Потому что опять-таки в кино старость выглядит красиво, а на деле поколение Х привычно ждет все той же неминуемой жопы. В американских реалиях жопа состоит в том, что Пенсионного фонда после 2055 года перестанет хватать на всех, а вложения в финансовый рынок очень красиво показали в фильме "Волк Уолл-стрита" - эти пенсионные вложения идут на наркотики и сладкую жизнь сейчас лично Лео ди Каприо, а вкладчикам печально сообщается, что акции на рынке не сыграли, увы, все сгорело, все в прах обратилось. (Да, фильмы про неминуемую ЖОПУ тоже снимают, они востребованы! Именно поколение Х идет в кино их смотреть! И не только фильмы-катастрофы или Мстителей, но и вот, кино на основе реальных событий, что творится на бирже и кому это выгодно.) В финансовом сендвиче поколение Х зажато надолго - продолжительность жизни за последние 80 лет в США внезапно возросла, и чудить родители-Бумеры будут, пока им не исполнится по 95-100 лет. Женщины поколения Х приготовилось работать до 70-75 летнего возраста.

А вы знаете, что самое выматывающее для женщин поколения Х? Сделать выбор, когда есть море возможностей. Вот, например, надо закупиться зубной пастой. Как лучше? Мелкий опт? Один и тот же тюбик в каждую ванную? Или взрослым отбеливающую, детям для укрепления десен, и нейтральную пасту про запас, вдруг гости? Какой шампунь каждому члену семьи под их проблемы с волосами? Какие продукты гипоаллергенны, кошерны, этично выращены и не привезены издалека? Какие бытовые приборы каких фирм проживут подольше? На каких форумах/в группах можно спросить совет по этому поводу? Правильно ли я вышла замуж во второй раз? Не лучше ли сменить работу? Какая машина потребует меньше затрат на обслуживание, отечественная или импортная? Заливать ли бензин подороже, в расчете на долгую жизнь двигателя? Женщины поколения Х постоянно стоят перед выбором, но мучает их только тот выбор, который не изменить: не за того вышла замуж, не там купили дом, не вложили деньги в ее образование или наоборот, вложили и упустили шанс начать малый бизнес на дому. Вовремя не вложились в здоровье. Вовремя не подстелили соломки. Женщина поколения Х постоянно упрекает себя: "Я сделала не то, не так, не вовремя, и это уже не переиграть." В основном, не переиграть из-за отсутствия ресурсов: нет денег или уже нет времени. Все работающие женщины прекрасно знают, как им не хватает личной жены: пока они работают, жена бы им с любовью устраивала уют и обед, а они бы только пришли с работы и отдыхали бы с семьей. Роботы почему-то не настолько упрощают жизнь, как хотелось бы (и как виделось фантастам в 1960-х), а прислуга работает на чужую тетю и не вкладывается так, как могла бы жена. Но при всем при этом работающие женщины берут, что дали, и благодарны за то, что холодильник, стиральная, посудомоечная машина, пылесос, микроволновка и мультиварка очень сильно упрощают жизнь. Вот только их работу надо хорошенько организовать и спланировать, изучить инструкции и режимы, и опять это оказывается обязанностью - сюрприз! - женщины. Поэтому поколение Х с удовольствием прислушивается к профессиональным организаторам пространства, Кон Мари, планирует и заказывает кухни на свой вкус, эргономично расставляет все по шкафчикам, делают закупку раз в неделю по предварительно распланированному меню, делает домашние полуфабрикаты в морозилку, в общем, улучшает и организовывает кухонные и домашние дела так, чтобы они отнимали как можно меньше времени ежедневно, потому что времени в будни у них и так нет, и в очередной раз поколение Х урывает время у сна.

Кирхе, кюхе, киндер. С детьми и кухне мы разобрались. А что же с религией? Поударявшись в религию, духовные практики и секты, поколение Х в Америке перешло на йогу, медитации, карты Таро, каббалу, кристаллы и прочие полуоккультные практики самосозерцания. В очередной раз, поколение Х больше верит своим сверстницам, чем священникам и церквям предыдущего поколения Бумеров. Если раньше вся американская деревушка по воскресеньям шла в одну церковь и все рассматривали платья на модницах, то теперь американка поколения Х, отправив детей на школьный автобус, закрывает глаза и читает мантру, или медитирует, или раскладывает карты на успех сегодняшнего дня. В гороскопы уже как-то не верят, но в живительную силу кристаллов или в свечку с ароматом вагины Гвинет Пэлтроу - всегда пожалуйста. То же самое с БАДами: больше всего верят не семейным врачам, а советам сверстниц-нутрициологов в бложике в Инстаграме. То же самое с практиками осознанности: верят тому, что навязывает реклама или что пишет в книжке-бестселлере их сверстница. Психотерапия - очень дорогое удовольствие, проще и доступнее самодиагностика и блокнот с аффирмациями, купленный через интернет и напечатанный полгода назад в Китае.

А где же мужчины поколения Х, поинтересуетесь вы? А давай, читатель, я верну тебя назад в прошлое и покажу, в каких мальчиков влюблялись женщины поколения Х. Это были такие мыслители и бунтари, несколько трусливые, с гитарами и отросшими патлами, иногда даже с ирокезами и шипами. Какое кино 80х или 90х ни возьми, все эти ах какие миленькие мальчики совершенно не подходят для женитьбы и семейной жизни. Америка как-то еще циклилась на мальчиках-мажорах, которые внезапно влюблялись в девочку из трущоб и вывозили ее на выпускной в лимузине, но среди героев были еще и Джон Кьюсак (нищий мальчик, который опекает богатую наследницу, когда ее папу в турма сажать), и юный Джон Коннор из Терминатора, который угонял мотоциклы и грабил банкоматы, и размазня Феррис Бьюлер, который с помпой прогулял последний школьный день и не попался директору... В общем, все эти разгильдяи и ленивцы американского кино полностью соответствуют "Курьеру", выпившему два флакона французских духов, и мальчику Бананану, прирезанному уголовником, и Виктору Цою из "Иглы", и немножко истеричному Харатьяну, вечно тянущему фокус внимания на себя... Не было среди этих мальчиков подходящего материала, чтобы замуж за них выходить, потому что мальчики поколения Х так же росли у разведенных родителей, с ключом на шее, с вечным сарказмом, ожиданием жопы, недоверием к миру и желанием носить фигу в кармане. Не все. Хорошо, что не все. Но все же, 25 лет назад героями нам почему-то казались носители совсем других качеств, нежели сейчас, и часто мы очень сильно обжигались, ожидая от них поддержки, которую они не умели оказать. Кое-кто из американок до сих пор замужем за вечным обитателем дивана, или потребителем пива, или работником бесперспективной фирмы, которые считают себя самым ценным призом женщине и благосклонно разрешают себя обслуживать. А кто-то уже развелся, повстречался через Тиндер и обнаружил, что выбор партнеров невелик, лучше (и стабильнее) жить одной с вибратором в тумбочке, а еще лучше - заселиться на старости лет со всеми лучшими подругами в соседние дома на одну улочку и выращивать цветы в палисадниках. Тут американки вспоминают еще один телесериал "Золотые девочки" и мечтательно вздыхают.

Основной проблемой разводов поколения Х психологи считают следующий сценарий: женщина выросла в неполной семье, поэтому свой развод будет оттягивать долго, решение о разводе будет принимать медленно, но бесповоротно. Она один раз спокойно сказала, что у нас проблема, дорогой, но ее не услышали. Второй раз сказала, но ее опять-таки не услышали. Следующие тридцать три диалога она будет вести в своей голове, и может даже близко к тексту реальных разговоров (если бы они состоялись), но участие мужа в этих диалогах нет. Она успевает все для себя решить, отплакать и решить, что будет дальше, у нее уже все отомрет, в этот момент она скажет мужу о своем решении развестись, и муж может даже начать как-то шевелиться и что-то делать, чтобы не разводиться, но все бесполезно - женщина свое решение приняла, отгоревала его и менять не собирается. (В России все немного по-другому, потому что мужчина считается более материально независимым, имеет средства, скрытые от общего дохода или не вложенные в семью, и потому более склонен не шевелиться и возвращать жену, а наоборот, отомстить уходящей женщине материально.) Так что у мужчины и женщины явный рассинхрон в понимании, на какой стадии находятся их отношения, и женщина все то время, пока она принимает решение о расставании, не оповещает об этом партнера.

Скоро напишу третью и последнюю часть - о влиянии перименопаузы на поколение Х.
Subscribe

  • Почему мы не спим - Ада Калхун

    У врача перед приемом и на ночь после читала книжку о женском кризисе среднего возраста. Местами хотелось взвыть в голос. Книжка написана для…

  • (no subject)

    Понятия не имею, какого хрена, но ФБ меня заблокировал. Может, кто-то меня взломал. P.S. Уже восстановила пароль.

  • (no subject)

    Вот поэтому я и не смогла жить в Нью-Йорке. Пороховая бочка, и не знаешь, когда рванет. https://samsebeskazal.livejournal.com/443013.html

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments